«Рынок автозапчастей», апрель 2012.

Интервью с Директором по науке и технике ГРУППЫ КОМПАНИЙ ГАРО А.П. Алексеевым

— Как изменился рынок оборудования для техосмотра после того, как вступил в действие закон, по которому право на соответствующие процедуры перешло от государства к страховым компаниям?

— Позвольте сразу Вас немного поправить. Говорить, что техосмотр передан страховым компаниям, немного некорректно. Ведь страховые компании занимаются только аккредитацией операторов технического осмотра. Я бы выразился следующим образом: это право было выставлено на свободный рынок. Теперь фактически каждый, кто выполняет ряд определенных условий в рамках аккредитации,  может этим заниматься.

А изменилось, конечно, многое. Закон разрешил проведение технического осмотра действующим станциям технического обслуживания, ликвидированы ведомственные барьеры со стороны МВД и администрации регионов к допуску юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право проведения процедуры технического осмотра. Рынок участников расширился, появилась конкурентная среда – это положительные моменты. С другой стороны, отстроенная четкая система процедуры проведения технического осмотра в рамках МВД рухнула.

 Документы же, которые вышли в поддержку нового закона, еще «сырые»: в них огромное количество противоречащей информации, они вступают в противоречие  с соответствующими техническими регламентами и ГОСТами. Кроме того, если раньше существовали вполне определенные требования к производственной базе оператора, то теперь эти требования отсутствуют.

 

— К чему это может привести?

— Конечно, прежде всего, это снижение качества, проведения  процедуры оценки состояния транспортного средства.  Возможность получения ошибочного результата, что в конечном итоге влияет на безопасность дорожного движения. Существующие противоречия или просто отсутствие необходимых технических требований  открывает возможность различных злоупотреблений со стороны операторов технического осмотра. Скажем, они могут использовать не полный комплект необходимого оборудования или оборудование, характеристики которого не соответствуют нормативным требованиям. Может нарушаться и сама методика проверки транспортного средства.

Ранее существовавшие требования к оборудованию исключали возможность влияния контролера на полученный результат, данные с основных приборов  автоматически передавались в базу данных технического осмотра.

 Крайне продуманной была защита от подлогов. Среди учета прочих данных при прохождении осмотра, машину следовало сфотографировать (система видеофиксации), и таким образом, фактически, прохождение технического осмотра без предъявления автомобиля на пункт технического осмотра становилось невозможным. Мы, конечно, знаем, что все схемы и степени защиты при желании могли быть обойдены и обходились, но все же существовала документация, разработанный порядок действий – это было. Нынешнее законодательство куда «либеральнее» в этом смысле, что создает, повторюсь, питательную среду для нечестного предпринимательства.

 

— К чему, в свою очередь, может привести такая возможность? Может ли произойти так, что новый порядок вообще будет дискредитирован?

— Вы знаете, я думаю, что – хотя, конечно, этот год окажется крайне сумбурным и  хаотическим – все в конечном итоге придет в норму. В разных странах  в разное время бывали такие ситуации – и мы знаем примеры постепенного приведения дел в порядок.

 

— А что произошло с рынком в плане продаж после введения нового закона?

— Рынок попросту взорвался, что понятно, поскольку желающих заниматься данной деятельностью много, а ограничений фактически никаких. По нашим оценкам его рост составил 100%, то есть продажи фактически удвоились.  

 

— Насколько изменилось на нем соотношение азиатских, отечественных и западных марок по сравнению с тем, что наблюдалось несколько лет назад?

— Сейчас, конечно, крайне сложно говорить об оценках, поскольку новая ситуация существует только четвертый месяц. Однако сразу замечу, что если под азиатскими производителями имеются в виду китайские, то шансы у них невелики. Несмотря на то, что в Китае производились и производятся довольно удачные отдельные приборы, создание целой технологической линии, включающей весь спектр необходимого оборудования для технического осмотра, для китайцев весьма проблематично, ввиду специфики самого предмета. Поэтому в России китайские продукты в этой сфере до последнего времени не применяли. Теперь, когда требования к набору оборудования для техосмотра размыты, они могут вполне появиться у тех операторов, которые не имеют той «классической» цепочки, которая была обязательна во времена государственной принадлежности процедуры. Сюда они имеют шансы проникнуть. А вход на площадки других операторов,  им пока останется недоступен – по крайней мере, в течение ближайших года-полутора. Как дальше будет развиваться ситуация, в данный момент я спрогнозировать не могу.

 

— А если говорить о западных и отечественных марках?

— Повторюсь – то, что сейчас творится на рынке, не поддается никакому учету. Можно лишь рассматривать ситуацию, которая сложилась, условно выражаясь, до 1 января 2012 года. На современном рынке оборудования для технического осмотра  представлено оборудование, как отечественных брендов одним из которых является ГАРО, так и западноевропейских – Maha, Bosh, Muller Bem и подобные им. В целом по России, до недавнего времени, соотношение присутствия на рынке отечественных и западноевропейских брендов было, вероятно, одинаково или с небольшим перевесом в сторону отечественных производителей. Хотя в крупных городах таких как Москва и Санкт-Петербург оборудование западноевропейских марок превалировало примерно в соотношении 80/20 процентов. Это объясняется тем, что введение современной системы технического осмотра в конце 90-х начиналось с таких городов как Москва и Петербург, а рынок соответствующего оборудования адаптированного для проведения технического осмотра был представлен западноевропейскими компаниями, которые специализировались на подобном оборудовании в своих странах, где технический осмотр проводился уже много лет. Российские производители, в том числе и наша компания, достаточно быстро адаптировались к требованиям технического осмотра, освоили новый ассортимент продукции. На сегодня, оборудование нашей Компании не уступает по характеристикам оборудованию ведущих западноевропейских производителей и наиболее полно адаптировано к специфике проведения техосмотра в России.   Кстати, надо отметить, что не по всем позициям западноевропейские марки покрывают потребность российских операторов  технического осмотра. Например, на Западе не измеряют люфт руля, а следовательно и не производят такой прибор, как люфтомер. В России  он включен в соответствующий перечень обязательного оборудования, поэтому потребность есть, и удовлетворить ее на данный момент могут только отечественные производители.  

Статья опубликована в рубрике Архив публикаций. Сохраните ссылку на статью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *